Закрытое  Акционерное  Общество «Художественные Изделия и Игрушки» Сергиев Посад
История Продукты Салон Новости Галерея Контакты
Галерея

Художественно-историческая справка о народном художественном промысле

ЗАО "Художественные изделия и игрушки"

Традиции искусства народного художественного промысла

ЗАО «Художественные изделия и игрушки» является традиционным народным художественным промыслом, имеющим глубокие исторические корни и постоянное место пребывания. История предприятия насчитывает 110 лет с начала своего возникновения и делится на несколько этапов развития.

Сергиевский Посад известный центр производства игрушки в России. Промысловую игрушку здесь изготавливали с конца ХYIII века: резную-раскрашенную, затем из папье-маше, мастики, токарную, столярную, тряпичную. Образный язык, технические приемы производства игрушек основывались на традициях древнерусской и народной художественных культур, влияние социальной, экономической и культурной среды Троице Сергиевой Лавры. Однако к концу ХIХ века отмечалось исчезновение некоторых видов игрушек, общее снижение художественного уровня промысловых изделий. Помощь Московского губернского земства в деле содействия подъему и развитию ремесел, приходила в лице Торгово-промышленного музея кустарных изделий (далее Кустарный музей),открытого по его инициативе в Москве в 1885 году и являвшегося координирующим центром по работе с кустарями Московской губернии.

Для повышения качества игрушек, улучшения материального положения кустарей, Московское губернское земство открывает в 1891 году в г. Сергиевском Посаде Учебную игрушечную мастерскую. Мастера, прошедшие обучение, получали серьезную профессиональную подготовку, позволявшую мастерским постоянно обновлять и улучшать ассортимент изделий, быстро реагировать на изменение конъюнктуры рынка.

Национальный вариант стиля - историзм, получивший название «русского стиля»,нашел отражение в ассортименте работ земских мастерских. В 1900-х гг. было создано отделение, занимавшееся производством изделий, украшенных выжиганием, росписью и резьбой. Значительное количество предметов, таких как пасхальный и рождественский товар, шкатулки, коробочки, ковши и др., было разработано Вл. И. Соколовым. Темами для их украшения служили архитектурные пейзажи древнерусских городов, самого Сергиевского Посада, русские сказки ,стилизованные растительные орнаменты произведений народного искусства. Первая матрешка «Девушка с петухом»,созданная в конце 1890-х годов художником С.В Малютиным и токарем В.П. Звездочкиным в московской мастерской при магазине «Детское воспитание» А.И Мамонтова, также была украшена выжиганием и росписью. В 1904 мастерская при магазине «Детское воспитание» была закрыта, и ассортимент ее изделий купили земские мастерские Сергиева Посада. В этом же году они получили из Парижа большой заказ на изготовление партии матрешек. Быстрое признание матрешки в Париже обеспечило ей приоритетное место в промысловом товаре Сергиева Посада.

Через кустарный музей мастерские торговали со многими странами мира (Германия, Франция, и даже Новая Зеландия). В Лейпциге два раза в год проводились выставки-ярмарки, где мастерские получали большие заказы на изготовление матрешек.

Со дня основания игрушечной мастерской в ней начали работать мастерицы, которые изготавливали кукол с фарфоровыми головками, одетых в крестьянские костюмы разных губерний России. Образцом для создания нового ассортимента послужила коллекция кукол в стилизованных национальных костюмах, выполненная еще в 1880 году в мастерской при магазине «Детское воспитание»А.И. Мамонтова. Одежда для кукол шилась по образцам народной одежды, хранящейся в Московском Румянцевском музее. Позднее при участии Н.Д Бартрама, была разработана коллекция кукол в исторических костюмах ХYII веков, знакомящая детей с историей России. Одежда выполнялась ручным и машинным способами, украшалась вышивкой, тесьмой, блестками.

С 1890-х годов работы Сергиево - Посадской мастерской отмечались наградами всероссийских и международных выставок. Так, на выставке в Чикаго в 1892 г. коллекция кукол с фарфоровыми головками, в народных костюмах получила почетный диплом, а на выставке в 1896 в Нижнем Новгороде куклы мастерицы П.И Ушатовой были отмечены бронзовой медалью.

В 1913 году земство передает свою хозяйственную деятельность и весь ассортимент изделий в ведение организовавшейся «Кустарно-промышленной артели игрушечников», оставляя за собой право на влияние «на направление дела в дальнейшем через посредство специалистов Кустарного музея». Артель становится полноправной преемницей игрушечной мастерской, так она в счет ссуды от московского земства не только получает в аренду само помещение мастерской, но так же и ассортимент изделий.

В начале в состав артели вошло 37 кустарей города, а концу 1914 года в артели уже насчитывалось 185 человек- большая часть квалифицированных кустарей города. Дела шли достаточно успешно, о чем свидетельствует опубликованный артелью в этом же году иллюстрированный каталог ,в котором значится 2644 наименования предлагаемых изделий. Среди них: «деревянные изделия полированные, раскрашенные и художественно выжженные», «матрешки», куклы мастичные с фарфоровыми головами, одетые в национальные костюмы разных губерний России, одетые барышнями, разные куклы-фигуры и пр.одетые и неодетые»,»фигуры дам в кринолиновых платьях, придворного…»Этот разнообразный ассортимент являлся богатым наследием земских мастерских.

В трудные годы революции, гражданской войны и НЭПа ввоз в Россию заграничной игрушки прекратился, что дало возможность кустарям увеличить выработку простых и дешевых изделий. Именно в те годы, в процессе коллективных творческих исканий, как профессиональных художников, так и народных мастеров, окончательно завершилось сложение «классического», промыслового образца матрешки.

Именно в эти годы, в процессе коллективных творческих исканий, как профессиональных художников, так и народных мастеров, окончательно завершилось сложение «классического»,промыслового образца матрешки. За его основу был взят образец первой матрешки «Девушка с петухом» С.В Малютина. Однако сам образ изменился, стал более собранным, открытым. Токарная форма приобрела устойчивость, весомость в соотношении с пропорций ширины к высоте как 1:2.В росписи активно зазвучал локальный цвет с черной контурной наводкой, простой орнаментацией из веточек, цветов , «горошка»,выполненной живыми мазками и методом «тычка».Краски использовались гуашевые или простые клеевые, «горевшие» под масляным покрытием.

В 1929 году на базе кустарных артелей города была создана единая «Сергиевская кустарная промышленная артель» как символ коллективного труда (в 1930 г. город был переименован в Загорск, и артель получила название «Загорской»,а немного позднее добавилось : «имени Рабоче -Крестьянской Красной Армии». Роспись матрешек производилась в художественном и раскрасочно-музейном цехах. На экспорт уходило 15-20 % всей продукции.

В годы Великой отечественной войны артель продолжала работать, но количество мастеров сократилось до 12-17 человек. В 1945 по постановлению СНК СССР , «для сохранения и развития традиций местных художественных промыслов» на базе артели была создана экспериментальная группа из ведущих мастеров «для создания творческих образцов и уникальных изделий.

В 1940-1950-х гг. выпускаются куклы из глины, папье-маше, мастики, шкатулки с выжиганием и росписью, токарные игрушки.

В 1960 на основе постановления Совета Министров РСФСР за №1478 артель им. РККА становится государственным предприятием и с этого момента называется «Загорская фабрика игрушек №1»

В 1962 году ассортимент выпускаемых изделий включал в себя 95 наименований: комбинированные куклы с мягко-набивным тулвищем и ножками, головами и ручками из древесно-опилочных масс, куклы с «движением», мягкие игрушки из меха, плюша, байки и поролона, традиционные шкатулки, солонки, коробочки, матрешки украшенные выжиганием, росписью и резьбой и др.Фабрика выполняет большие экспортные заказы по изготовлению матрешек, отмеченных золотыми медалями на Всемирных выставках в Брюсселе и Монреале. Изобразительный образ матрешки сохранялся в русле традиционного промыслового образца.

С 1980 года на должность директора «Загорской фабрики игрушек №1» назначен Георгий Давыдович Аргун. Являясь руководителем предприятия в течении 29 лет он сумел сохранить более двухсот наименований изделий , и улучшить производство художественных изделий: «кукол в русских народных костюмах» и матрешек с традиционной загорской росписью.

Постановление Московского областного совета народных депутатов от 05.09.1990 г. за №543-Р Загорская фабрика игрушек №1 отнесена к предприятиям народных художественных промыслов и переименована в фабрику «Художественных изделий и игрушек». В 1992 г. на основе приватизации фабрика была преобразована в ТОО "Художественные изделия и игрушки", а 1998 г. в Закрытое Акционерное Общество "Художественные изделия и игрушки".

В настоящее время продукция ЗАО "Художественные изделия и игрушки" это - художественно-традиционные изделия из дерева, ткани и пластических масс: матрешки, шкатулки, ларцы, украшенные в «Сергиево-Посадском стиле» выжигания и росписи, художественные куклы в стилизованных национальных костюмах, знакомящих с культурой и бытом России ХYI I II Х веков.

Большое внимание уделяется выпуску художественно-уникальных произведений, разрабатываемых главным художником предприятия Дмитриевой А.Г.(куклы в народных и европейских костюмах прошлых эпох). Изделия предприятия участвуют в российских и международных выставках декоративно-прикладного искусства, где отмечаются призами и дипломами.